Рекомендации для воспитателей
Использование новых форм работы с родителями при подготовке детей к школе
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, то вошлов его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Можно выделить пять уровней участия родителей:
- оказание разовой помощи;
- способности родителей время от времени используются при проведении занятий;
- родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;
- родители помогают определять основные направления работы в группе;
- родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни микрорайона в целом.
При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Воспитатель должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.
Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.
Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.
Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем это взаимодействие рассматривается как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества
Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе:
Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности
родителей через специальные лекции, семинары,
пособия, родительские уголки, индивидуальные
беседы, групповые консультации, дискуссии,
круглые столы.
Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада
посредством организации досуговых мероприятий.
Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу нужно организовать компактно, но эффективно.
Основные принципы организации работы с семьей:
- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- Отсутствие формализма в организации работы с семьей;
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Формы взаимодействия, которые используются с родителями в детском саду, подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Нетрадиционные формы общения с родителями:
- Совместные досуги, праздники.
- Участие родителей в выставках.
- Организация дней открытых дверей.
- Выпуск газет.
- Семинары – практикумы.
- Игры с педагогическим содержанием.
- Занятия о профессиях, которые проводят родители.
В работе по подготовке к школе детей к школе также используются:
1. Анкетирование, тестирование, диагностика
- Тестирование детей «Моя семья»;
- Тестирование родителей «Знаю ли я своего ребенка?»;
- По эффективному взаимодействию с детским садом при подготовке к школе;
- Выявление особенностей воспитания детей в семье;
- Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?;
- Определение типа детско-родительских отношений;
- Игровое общение с ребенком.
Анкеты для воспитателей по подготовке к школе.
- Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями;
- Определение стиля общения воспитателя с родителями;
- Карта оценки особенностей развития ребенка;
- Преобладание ситуационно-личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей;
- Диагностика и критерии оценки неконструктивного поведения детей.
2. Беседы, консультации, рекомендации.
- Внеплановые индивидуальные беседы;
- Рекомендации по изучению педагогической литературы;
- Рекомендации по использованию методических пособий;
- Консультации врача;
- Консультации музыкального руководителя.
Беседы, консультации, рекомендации по подготовке к школе.
- Адаптация к школе;
- Скоро в школу;
- Как развивать самостоятельность ребенка;
- Играя – познает мир;
- Как научить ребенка общаться;
- Как научить ребенка защищаться;
- Скоро в школу (мотив обучения);
3. Организационные мероприятия.
- День открытых дверей;
- Родительские собрания по проблемам воспитания детей;
- Педсоветы.
- Организационные мероприятия по подготовке к школе.
4. Выставки.
- Выставки детского творчества;
- Выставки творчества взрослых;
5. Наглядность.
- Рекламно-информационный стенд;
- Подборка рекомендаций педагогов-специалистов;
- Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;
- Подарки и приглашения к праздникам;
- Газета для родителей «Скоро в школу».
6. Организация праздников и развлечений.
- Подготовка детей;
- Изготовление костюмов и атрибутов;
- Исполнение ведущих ролей;
*Организация дней рождения детей;
- Участие в спортивных развлечениях;
- Фотографирование детей, видеосъемка.
7. Помощь группе.
- Оформление развивающей среды;
- Изготовление пособий и атрибутов для занятий;
- Ремонт мебели и оборудования;
- Ведение кружков по интересам детей;
- Организация экскурсий;